Организация и проведение спортивно-патриотической работы в коллективах 

Скачать методические указания по организации и проведению спортивно-патриотической работы в коллективах  физической культуры и спорта

Региональная общественная организация

«Московская ассоциация боевых искусств»

(МАБИ)

Методические указания по организации и проведению спортивно-патриотической работы в коллективах  физической культуры и спорта

 

Введение.

          Воспитание и в частности патриотического воспитание,  подрастающего поколения страны является важнейшей государственной задачей.

         С этой целью каждые 5 лет принимается Программа патриотического воспитания населения Российской Федерации. В этих программах основными организациями, работающими в этом направлении, обозначены военно-патриотические клубы и поисковые отряды (организации).

          Вместе с тем большое количество молодых людей, занимающихся в спортивных клубах и секциях различных видов спорта, не вовлечены в эту важную работу по воспитанию гражданственности и патриотизма. Такая работа проводится в отдельных спортивных коллективах, но не программно и от случая к случаю.

           Московская ассоциация боевых искусств (МАБИ), в которую входят ряд организаций спортивных единоборств: Российская ассоциация каратэ Шотокан, Союз киокушин каратэ России, Федерация служебного единоборства России вместе с одним из учредителей МАБИ Международной детско-юношеской организацией содействия военно-спортивному и патриотическому воспитанию «Ассоциация Витязей» приняла программу «Будь Витязем», которая позволяет готовить не только спортсменов, но и воспитывать патриотов и граждан нашего Отечества.

           Патриотическая работа с детьми и молодежью в спортивных коллективах должна проводиться целенаправленно и регулярно.

            Основные спортивные мероприятия (соревнования, фестивали, турниры, показательные выступления) должны иметь патриотическую окраску и должны быть приурочены к значимым событиям отечественной и мировой истории. МАБИ в соответствии с календарным планом в течение года проводит ряд мероприятий спортивно-патриотической направленности:

в феврале – Военно-спортивный праздник и соревнования по каратэ, посвященные Дню защитника Отечества;

в марте – Московский открытый турнир по каратэ «Александр Невский»

в апреле – Московский открытый турнир по каратэ «Памяти москвичей, павших за Отечество»;

в мае – Военно-спортивный праздник и соревнования по военно-прикладным видам спорта, посвященные Дню Победы;

в августе – Турнир по единоборствам «Щит Родины»;

 

в сентябре – Турнир, посвященный Дню города Москвы, на ризы Московской городской Думы;

в октябре – Турнир «Дмитрий Донской», на призы Главного Управления военной полиции МО РФ;

в ноябре – Турнир «Победа», посвященный Дням воинской славы России

в декабре Турнир по каратэ «Скобелев»

           Целесообразно проводить соревнования, посвященные Дням воинской славы России (Приложение 1).

           На эти мероприятия приглашаются почетные гости, (ветераны ВС и других силовых структур, Герои РФ, выдающиеся спортсмены, представители общественных организаций патриотической направленности.

Перед каждым соревнованием инструктор (тренер, руководитель клуба, секции) на занятиях (тренировках) объясняет,   почему именно соревнования, в которых предполагается участвовать, посвящены именно этому событию, и именно этому герою Отечественной истории.  По возможности на этом мероприятии показывается видеоряд, посвященный теме соревнования.

           Важнейшим местом патриотической работы являются тренировки.

           На каждой тренировке тренер (инструктор, руководитель, или специально приглашенный преподаватель) делает сообщение по истории России и о важных событиях современности.

          Такое сообщение делается в течение 10-15 минут и эта тема записывается воспитанником в Дневнике спортсмена.

          В конце занятия тренер может спросить, о чем рассказывал в начале занятия и по результатам либо поощрить, либо пожурить воспитанника.        

          Примерная тема занятий в течение учебно-тренировочного календарного года.

          Важнейшим этапом подготовки является Конкурс рефератов.

          Конкурс рефератов проводится 2-3 раза в год (примерное Положение о Конкурсе рефератов в Приложении 2).

          Темы рефератов должны быть связаны с важнейшими событиями Российской истории, героями России, историческими личностями.

          Особенно важными и эффективными с точки зрения воспитания патриота являются рефераты о родственниках воспитанников, участвовавших в Великой Отечественной войне. Таким образом, изучается история рода, родственников воспитанника и таким образом закрепляется неразрывная связь истории Отечества и истории рода.

          По возможности все участники Конкурса рефератов поощряются дипломами и ценными подарками. При отсутствии такой возможности – только победители.

          Интересная и важная с точки зрения воспитания исторического мировоззрения и воспитания патриотизма являются Исторические викторины.

          Викторины могут быть посвящены различным событиям и этапам отечественной истории (Приложение 3).

          Очень важным элементом спортивно-патриотического воспитания воспитанников физкультурно-спортивных организация являются экскурсии по историческим местам России. Желательно, чтобы эти экскурсии были связаны по датам с событиями российской истории, с юбилеями выдающихся деятелей отечественной истории и культуры.
          

            Итогом спортивно-патриотической работы в течение календарного года являются спортивные лагеря и учебно-тренировочные сборы (Программа сборов в Приложении 4).
           Рекомендуется посвящать сборы и лагеря Дням воинской славы России, памятным датам российской истории, или юбилейным датам выдающихся деятелей Российской истории. Так, в МАБИ летние лагерные сборы были посвящены: 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, 55-ой годовщине полета Ю.А. Гагарина в космос, 180-летию гибели А.С. Пушкина, 100-летию начала Первой мировой войны и другим памятным датам.

            Вся спортивно-патриотическая работа в течение смены посвящается главной теме лагерного сбора.

            На эти сборы обязательно следует пригласить ветеранов силовых структур, писателей, поэтов, преподавателей истории и других медиаторов, которые будут раскрывать тему сборов.  Кроме того инструкторы в своей повседневной работе должны объяснять воспитанникам то, что они не поняли и разъяснять непонятные части выступлений и бесед гостей сборов.
            Кроме встреч с почетными гостями сборов следует практиковать викторины, просмотр документальных и игровых фильмов по тематике сбора.

            Важным элементом  спортивно-патриотического воспитания, призванного стать индикатором правильного, или неправильного направления работы является анкетирование. Анкеты должны быть составлены таким образом, чтобы можно было определить направление и результат патриотической работы в физкультурно-спортивном коллективе, знать мнение воспитанников по этой проблематике.

          Важным этапом спортивно-патриотической работы в клубе МАБИ является выбор названия клуба. В МАБИ существуют клубы: «Пересвет», «Коловрат», «Александр Невский», «Рокоссовский», «Москва», «Генерал Ермолов», «Князь Андрей Боголюбский», «Кутузов», «Суворов» и другие.

          Каждый клуб имеет свой Устав.

          Важнейшим этапом спортивно-патриотической работы являются  летние (зимние) лагерные сборы. Каждый лагерный сбор МАБИ посвящен важным историческим событиям отечественной истории и вся тематика лекций, бесед строится в соответствии с избранной тематикой.

           В 2020 году – сбор посвящен 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне;

           В 2019 году – «Освободительная миссия Красной Армии в Европе»;

            В 2018 году – «1943 год – переломный год в Великой Отечественной войне;

           В 2017 году – «180 лет со дня гибели А.С.Пушкина»

           В 2016 году – «55 лет полета  Ю.А.Гагарина»    

           В результате такой работы у воспитанников спортивного клуба МАБИ появляются дополнительные (неформальные) знания по Российской истории и возникает интерес к истории Отечества, к истории своей семьи. Возникает феномен формирования исторического мировоззрения, формируется гражданская позиция и любовь к Отечеству, появляются знания для отпора фальсификаторам истории.

 

Приложения.

  1. Дни воинской славы России.
  2. Положение о Конкурсе рефератов.
  3. Вопросы по Исторической викторине.
  4. Программа лагерного сбора
  5. Программа «Будь Витязем»
  6. Типовой календарный план клуба МАБИ.